Оставлю здесь для памяти
1.Раскрытие аромата.
При нанесении парфюма на нашей коже оказывается алкогольный раствор смеси ароматических молекул. Алкоголь испаряется намного быстрее других компонентов, оттого он не влияет на ощущение от аромата, исчезнув через относительно короткое время (кроме того запах алкоголя гораздо слабее, чем остальные составляющие духов). Что мы воспринимаем в итоге зависит от двух факторов: концентрации молекул духов на нашей коже и от давления газа этих же молекул. Эти два фактора обуславливают концентрацию ароматических молекул в газообразной фазе вокруг кожи – там, где мы и ощущаем аромат. В газообразной фазе больше молекул с более высоким давлением газа (то есть быстроиспаряющиеся), чем с низким, - при одинаковой стартовой пропорции на поверхности кожи. Молекулы с высоким давлением газа определяют окончательно стартовые ноты, молекулы базовых нот имеют самое низкое давление газа.
При раскрытии аромата молекулы с высоким давлением газа быстрее испаряются и через какое-то время этот компонент в аромате «беднеет», и раскрытие заключается в том, что пресловутый компонент уменьшается и в определенный момент исчезает. Это означает, что концентрация в газовой фазе опустилась ниже обоняемого порога, (минимальная концентрация вещества, способная вызвать реакцию обонятельного анализатора (порог узнавания, когда воспринимается качество запаха, обычно лежит несколько выше порога обоняния)). Те компоненты, которые мы раньше не ощущали, так как они были «забиты» стартовыми нотами, теперь выходят на сцену. Вопреки нашему выражению «а вот только сейчас появилась амбра», эта нота была с самого начала здесь, но перекрывалась бергамотом.
2.Факторы кожи, которые влияют на раскрытие аромата.
2а. Влияние температуры кожи.
Давление газа зависит от температуры, то есть чем выше температура кожи, тем быстрее раскрывается аромат. Но это не означает, что состав аромата в газообразной фазе как-то изменится, так как повышение давления газа при повышении температуры касается всех молекул. Просто запомнить: газовое давление удваивается при повышении температуры на 10°C. Конечно есть и исключения из этого правила, вода например, но не ароматические молекулы с их химической структурой. Соответственно пропорциональный состав молекулы духов остается независимым от изменения температуры. Для уточнения и сравнения можно нанести духи параллельно на внутренную и тыльную сторону запястья. Я люблю наносить духи на тыльную сторону, чтобы подольше наблюдать за раскрытием аромата. Факта, что в этом случае аромат «пахнет» качествено по-другому я не зарегистрировал. Да, аромат на внутренней стороне запястья раскрывается быстрее, чем на тыльной, то есть быстрее проявляется база. Разница температур на этих участках с разным кровообращением является более разительной, чем на одних и тех-же участках у разных людей.
Поэтому фактор температуры кожи как обоснование феномена «химии кожи» не годится.
Определенная температура (25°C и выше) необходима для того, чтобы «малолетучие» ароматические вещества базы (прежде всего мускус) были бы способны достичь уровень газового давления, превышающий обонятельный порог.
Конечно же у всех у нас температура запястья, шеи и затылка выше чем 25 градусов, то есть и здесь не прослеживается разница в воздействии на раскрытие аромата разных типов кожи.
Однако развитие аромата на бумажном блоттере как раз таки сильно затрудняется из –за этого эффекта – часть базы просто отсутствует. Это основная причина различий восприятия аромата на коже и блоттере.
2в) Влияние pH кожи
Уровень pH может влиять на давление газа некоторых молекул. В кислой среде уменьшается газовое давление щелочных молекул, в щелочной среде – молекул кислот. Однако большинство парфюмерных молекул не реагируют как килоты или щелочи. Даже слабо кислотные или щелочные ароматические составы во всех возможных диапазонах нормального pH кожи не меняют уровень газового давления.
2c) Сухая или жирная кожа
После нанесения парфюма на кожу только в редких случаях на ней остаются масляная пленка (в зависимости от концентрации масел в духах): обычно парфюм впитывается в верхний слой кожи. Это можно сравнить с трансдермальной аппликацией фармакологических препаратов или с ароматерапией, при которой действующее вещество проникает в кожу.
Любая кожа – сухая или жирная, впитывает различные вещества как то воду или масла, также как и все остальные компоненты парфюма. Процесс испарения происходит таким образом не с поверхности кожи, а из поверхностных слоев кожи.
Молекулы парфюма содержат и жирорастворимые компоненты, что может в целом уменьшать их газовое давление. При этом все составляющие парфюма (по сравнению с жиром) имеют схожую полярность, а соответственно и схожую растворимость. Поэтому эффект уменьшения газового давления одинаков у всех компонентов духов. То есть поведение (раскрытие) молекулы духов не может зависеть от того, жирная ли у нас кожа или сухая. На экстремально сухой коже может уменьшаться стойкость духов, но не их раскрытие.
Духи задуманы так, что они испаряются из кожи независимо от ее типа. Но здесь есть исключение. Если парфюм нанести на испарину, то он не может проникнуть в кожу. Некоторые парфюмы (надеюсь не «Sport» или «Sommer Edition» J)- этого совсем не переносят, например некоторые из Герленов пахнут тогда совсем горько. Я знаю этот эффект у «Chamade Homme» - нанесенный на испарину, он становится прегорьким. Такой-же эффект был когда я нанес его после самостоятельно намешанной «масляной ванны»: морская соль, оливковое масло и молоко – так я получил на всем теле масляную пленку, через которая представляла собой непреодолимый барьер для парфюма. То есть на жирной пленке он пах так же, как на испарине.
Никакая кожа не является такой «маложирной», как испарина. Никакая кожа не является такой же жирной, как масляная пленка. Если же парфюм пахнет одинаково горько на этих двух разных основах, то только потому, что он не может проникнуть в кожу. И это не имеет отношения к просто «сухой» или «жирной» коже. В кожу обоих типов парфюм может проникнуть, независимо от вариабельности ее жирности. Парфюм пахнет там и там одинаково.
3.Почему же мы воспринимаем парфюм тем не менее так по-разному?
Да, мы «слышим» ароматы различно. После того как я показал, что наша кожа не отвечает за разнообразие восприятия, что же тогда?
Это не кожа. Это и не нос. Это – МОЗГ.
Наш мозг трансформирует электрические импульсы обонятельных рецепторов в наши ароматные впечатления. Он сравнивает образец этих импульсов с уже имеющимся ольфакторным опытом. Это могут быть конкретные воспоминания – мы знаем аромат фруктов, цветов, дерева и находим его в духах. У кого нет такого прямого опыта, тот не может так легко определить ту или иную ноту. У кого большой ольфакторно-парфюмерный опыт, как правило легче узнает ноты. Но из этого правила тоже есть исключения: у кого большой опыт скорее с классическими колонями, для того, например, флердоранж цементируется как нероли в одном контексте с цитрусовыми и ароматическими пряными нотами. Такой аромат как „APOM pour homme“, в котором апельсиновый цвет действительно пахнет как натуральные апельсиновые плантации, а совсем не как померанец, к тому же без цитрусовых и пряных нот, а в комплексе с амброй и кедром, - являет собой таким образом нелегкую задачу и для опытных «носов».
Аромат розы мы знаем часто не по запаху натуральных роз (при разведении актуальных сортов часто забывается, что роза должна пахнуть hmm), наша ольфакторная картинка исходит зачастую от розового масла, как компонента парфюма или других парфюмированных средств.
Розовое масло пахнет не совсем точно так, как бутоны роз – при дистилляции могут не все компоненты перейти в масло, не будучи разрушенными. Новые синтетические ароматические вещества или абсолю подбираются поближе к запаху бутонов и пахнут для вышеперечисленых знатоков розового масла не совсем как роза! Поэтому неудивительно, что центральная доминирующая и очень натурально пахнущая роза в „Lumière Noire pour homme“ с ее необычным травянисто-пряным (полынным) контрастом без альдегидов или фруктовых нот, легче узнается каким-нибудь «профаном», чем знатоком.
Опознавание и идентификация нот ароматов зависит таким образом от ольфакторного опыта. Мы все обладаем совершенно различным ольфакторным опытом.
Разница в идентификации нот определяет и другой аспект работы нашего мозга при обработке запаха – его восприятие. Ноты, которые мы можем лучше идентифицировать, воспринимаются нами сильнее. Наше внутреннее «ранжирование», какая нота доминирует, а какая остается задним фоном, зависит таким образом так же от нашего ольфакторного опыта. Например, кто часто нюхал ирис, для того эта нота в незнакомом парфюме будет ощущаться более доминантной, чем для других.
Кроме того существуют гендерные различия в восприятии нот и (если они есть) феромонов. Но на этом важном аспекте я сейчас не хочу останавливаться, так как это уже выйдет за все рамки...Выделить здесь хочу опять же, что разница здесь в личном восприятии, а не в коже...
Разница в идентификации, восприятии и эмоциональная привязка к нотам парфюма практически всегда являются причиной различных впечатлений от аромата.
Различия нашей кожи как носителя аромата совершенно мизерная. Химия кожи – это миф.